Zapostiru Пятница, 18.08.2017, 15:43
Приветствую Вас Гость | RSS
НА НАШ САЙТ ТРЕБУЮТСЯ ЖУРНАЛИСТЫ
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Zaposti.Ru » Zaposti.Ru » Шансон (Шансон)
Шансон
gukssДата: Понедельник, 04.07.2011, 12:15 | Сообщение # 1
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 131
Награды: 1
Репутация: 103
Статус: Offline


Шансон
Прикрепления: 5725096.jpeg(11Kb)
 
gukssДата: Понедельник, 25.07.2011, 16:01 | Сообщение # 2
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 131
Награды: 1
Репутация: 103
Статус: Offline
То, что сегодня правильными пацанами зовётся шансоном, а всеми остальными – блатными песнями или просто «блатняком» - явление в культуре не случайное. Зарождались «пацанские песни» очень давно – на протяжении трёх столетий, с 16 по 19 век, и фигурировали тогда как разбойничьи и тюремные песни. Кроме них, существовали ещё так называемые удалые песни – фольклор городского и негородского дна, людей, которым было нечего терять, Робин Гудов русского разлива. Исполнители удалых песен обычно активно враждовали с властью и законом, что и превозносили в своей лирике постоянно.

Протяжные жалостливые песни – это уже лирика каторжан. Радоваться им было особенно нечему, бравировать не перед кем, так что оставалось жаловаться на горькую судьбу (ничего не напоминает,а?). А то, что принято называть «блатными» песнями – это уже сто процентов городское творчество. Наименее радикальные из шансонье, типа Александра Розенбаума, так и именуют своё творчество – «городские романсы».

Большая часть тюремных песен очень напоминают каторжные и посвящены оплакиванию «разорванной сроком жизни» зэка. Арестанты безо всякой меры жалеют себя, сетуя на несправедливость жизни. Жанровое сходство с традиционными русскими заунывными песнями-причитаниями и лирическими песнями тоже очевидно. Герой песен жалуется, как правило, не на конкретного обидчика (хотя присутствует и такой момент, он является скорее исключением), а на общую несправедливость даже не существующего строя, а всей жизни, окружающего мира. Следовательно, такая обида/печаль/тоска скорее экзистенциальна и немного напоминает подростковое восприятие мира.

Большую популярность среди блатных песен имеют баллады. В этом случае в одном произведении повествуется одна конкретная история (чаще от первого лица, реже про кого-то другого). Стандартная схема таких песен – рассказ о жизни преступника, о его дестве, короткое объяснение «как дошёл до жизни такой» (чаще всего слушающееся как самооправдание – на скользкую дорожку попадают, заступаясь за друзей, наказывая девушку-изменницу или пытаясь помочь старушке-матери). Традиционна в балладах сцена суда и последняя речь подсудимого (это самая жалостливая часть произведения – особенно если из песни ясно, что автор приговорён к высшей мере и речь действительно является последней). Часто баллада заканчивается смертью героя от злой пули чекиста или соперника, либо по иной причине.

Баллады – лишь частный случай в таком жанре, как шансон, многие песни, как знаменитая «Таганка», не имеют чёткого сюжета, а являются квинтэссенцией переживаний героя. В этих произведениях негатива меньше, часто создаётся несколько романтизированный образ тюрьмы, и бравирование, характерное для выше упоминавшихся удалых песен «…А для вас я никто, как и вы для меня. Я – плюю на закон. Вы – меня в лагеря…». Замечу, что в балладах романтики как таковой почти не присутствует, ибо они практически всегда заканчиваются более чем печально.

Круг героев блатной песни, как положительных, так и отрицательных, всегда очень узок. Иначе и быть не может – тюремная романтика не предполагает большого разнообразия жизненных ситуаций (к примеру, практически начисто отсутствует фольклор политзаключённых – он представлен лишь сравнительно небольшим количеством не связанных между собой песен у разных авторов, самый известный политзэк Михаил Танич вкладывал в уста своих подопечных всё больше уголовные баллады). Традиционный «джентльменский набор героев» - верный друг, друг-предатель (часто в конце песни он погибает от рук героя), «фраера», «легавые», любимая девушка (бывают верные и неверные), старушка-мама (иного возраста матерей как правило не присутствует), судья (в качесвте варианта – отец подсудимого либо его возлюбленной), гражданин начальник, охранники-вертухаи. Разгульная воровская жизнь представлена пьянством, житьём на широкую ногу в перерывах межд у отсидкой, картами, собственно арестом и тюрьмой, часто смертью, обычно насильственной. Не слишком широко, но периодически используется феня.
 
Форум » Zaposti.Ru » Zaposti.Ru » Шансон (Шансон)
Страница 1 из 11
Поиск: